воскресенье, 2 января 2011 г.

Обрети свободу


"Мы наконец-то свободны, наконец-то свободны, хвала Всемогущему Г-споду - мы наконец-то свободны". Кто произнес эти слова? Нет, это был не Моше, а американский борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг. Но это мог бы быть и Моше – или любой из миллионов евреев, освобожденных из египетского рабства.
В главе Торы "Бо" мы читаем о великом Исходе. "Отпусти народ Мой, и они будут служить мне!" - так прозвучал Б-жественный призыв, переданный фараону Моше. Если цель исхода из Египетского рабства в том, чтобы служить Б-гу, то где тут свобода? Мы по-прежнему рабы, только теперь мы служим Всевышнему!
И на самом деле множество людей по-прежнему ставят под вопрос достоинства религии как таковой. Кто хочет подвергаться религиозным ограничениям, когда можно быть свободным человеком? Религия, говорят они, душит воображение, тормозит наш творчество, вечно дает указания и устанавливает законы. Делай так-то и не делай сяк-то, а не то пожалеешь! Предписания и запреты, правила и нормы являются отличительной чертой любой системы верований; но зачем вообще подчиняться какой-то системе? Почему просто не быть "собой"?

Многие соблюдающие традиции евреи рассуждают похоже. Заповеди сковывают меня. Соблюдение кашрута приносит очень много неудобств. Шабат мешает нормально провести выходные. А Песах - это просто самая большая головная боль в году.
Давным-давно мудрецы Талмуда сказали, что на самом деле все совсем наоборот. "Только тот свободен, кто занят изучением Торы". Но как же это может быть правдой? Тора полна правовых и этических норм, а иногда даже более того - в ней звучит ожидание от нас делать больше, чем то, к чему обязывает лишь чувство долга. Как же мудрецы могут говорить, что Тора делает нас свободными? Несомненно, это, скорее, подавление, а не освобождение.
Позвольте мне поделиться с вами ответом, который я однажды услышал по радио, ведя машину. Я слушал интервью с Малкольмом Маггериджем, бывшим редактором британского сатирического журнала Punch. Журнал Punch был, пожалуй, самым хамским британским изданием. Он насмехался и подшучивал над королевской семьей задолго до того, как они начали делать это сами. В последние годы, Малкольм Маггеридж стал религиозным, и интервьюер интересовался, как "султан сатиры", принц журнала Punch сделал такой радикальный поворот и стал религиозным? Как он может подавлять в себе такой блистательный вольный дух?
Ответ Маггериджа стал для меня просто классикой, и я до сих пор его часто цитирую. Он сказал, что у него есть друг, знаменитый яхтсмен и опытный мореплаватель. Однажды он преподал Малкольму урок в мореходстве, который и даст ответ на вопрос. Яхтсмен сказал ему: "Если ты хочешь насладиться свободой открытого океана, то сначала должен стать рабом компаса".
Новичок может усомниться в совете опытного профессионала. Мол, зачем это мне слушаться этой маленькой штуковины? Почему я не могу плыть туда, куда мне хочется? Это же моя яхта! Но любой разумный человек понимает, что без ориентирования, доступного благодаря компасу, мы будем барахтаться на месте и плавать кругами. Только следуя курсу компаса, мы поймаем ветер в паруса и сможем испытать восторг и наслаждение открытым океаном. Если вы хотите насладиться свободой открытого океана, то сначала должны стать рабом компаса.
Тора – это компас жизни. Она дает нам способ ориентирования, благодаря чему мы знаем, куда идти и как туда попасть. Без руководства и указаний Торы мы можем пропасть в порою бурных волнах замешательства. Без системы духовного руководства мы просто барахтаемся, бесцельно блуждая по жизни. Вы только посмотрите на наших детей, когда начинаются каникулы, и они "освобождаются" от школьной дисциплины. Если нет системы, поддерживающей их постоянную занятость чем-то - вроде летнего лагеря - они весьма тяготятся своей "свободой".
В рамках жизни, выверенной согласно Торе, достаточно места для спонтанности и свободы самовыражения. Религиозные евреи - не клоны. Со стороны кажется, что все студенты ешивы выглядят одинаково – черная шляпа, очки и борода. Правда, однако, в том, что все они очень разные; каждый из них человек со своими пристрастиям, привычками и предпочтениями. Они могут выглядеть одинаково, но каждый из них уникален.
Мы можем следовать компасу и все равно при этом быть свободными людьми. И на самом деле только тот свободен, кто занят изучением Торы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий