понедельник, 19 июля 2010 г.

"повторение Торы"

Моше рассказывает народу Израиля, как он умолял Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю, но Б-г ему отказал, велев вместо этого взойти на гору и взглянуть на Землю Израиля.
Продолжая "повторение Торы", Моше говорит об исходе из Египта и о Даровании Тору, обозначая их как беспрецедентные события в человеческой истории: "Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, ... и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет другого, кроме Него!"
Моше предсказывает, что в будущих поколениях народ отвернется от Б-га, станет служить идолам и будет изгнан из своей земли и рассеян среди других народов. Но там они будут искать Б-га и вернутся к соблюдению Его заповедей.
Эта глава также включает повторение Десяти Заповедей и фрагмент "Слушай, Израиль!", провозглашающий фундаментальные основы еврейской веры: принцип единства Б-га ("Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!"), заповедь любви к Творцу, повеление изучать Его Тору, а также повязать "эти слова" в виде тфилин на руку и на голову и начертать их в мезузах, укрепляемых на косяках дверей.

Уроки главы

Великий и непрерывный

Можно, видимо, предположить, что величайший уровень раскрытия Б-жественности был только во время Синайского Откровения. Все же остальные уровни Торы, раскрытые через пророков и мудрецов более поздних поколений не не обладаю силой Дарования Торы...

Заметки на полях Декалога
Десять Заповедей – возможно, самый известный и цитируемый текст в истории человечества. Все присягают на верность ему, все цитируют знакомые слова ("не убий", "не укради"), но мало кто может вспомнить сходу все десять. Сегодня же подумаем о другом: о том, что остается незамеченным в тексте Декалога.

Аудио- и видеолекции по недельной главе


Честное еврейское!
Третья Заповедь, прозвучавшая с вершины Синая, гласит: “Не произноси имени Б-га попусту!” Это относится главным образом к тому, чтобы не клясться именем Б-га впустую, а по сути, оказывается, означает: “Не будь свиньей!”

«Справедливое и доброе»


В Шаббат, предшествующий 9 ава, еврейскому дню скорби, в синагогах читают гафтару (избранные отрывки из книг пророков) главы Хазон — «видение Иешаягу». А непосредственно 9 ава мы вспоминаем разрушение Храма, которое произошло около 2000 лет назад. В этот день мы скорбим и постимся, а также соблюдаем ряд запретов.

Но для чего нам помнить о разрушении Храма? Мир не может понять, почему мы помним даже о Холокосте — а с тех пор прошло всего лишь 65 лет! На протяжении более 19 веков мы помним о Храме, а день его разрушения стал самой печальной датой еврейского календаря. Почему? Может, стоит оставить все в прошлом? Это ведь уже стало историей. Что было — то прошло. Для чего заново переживать старую боль?
Говорят, однажды Наполеон проезжал по еврейскому кварталу Парижа и услышал стоны и рыдания, доносящиеся из синагоги. Он остановился и спросил у прохожих, по какому поводу раздаются эти горестные стенания? Ему ответили, что в этот день евреи вспоминают разрушение их Храма.
— А когда его разрушили? — поинтересовался император.
— Около 1700 лет назад, — был ответ.
Услышав это, Наполеон изрек, что у народа, не забывающего о своем прошлом, всегда будет будущее.
У евреев никогда не было истории. У нас есть память. История — это книга, музей или забытые памятники древности. А память живет всегда, и именно она дает нам будущее.
Даже оказавшись среди руин, мы отказываемся забыть о прошлом. Первый Храм разрушили вавилоняне. Когда они захватили евреев в плен, те сидели и плакали. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе». О чем мы скорбили? О потерянных богатствах, домах и деньгах? Нет. Мы плакали о Сионе и Иерусалиме. «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего». Мы плакали не о себе и не о потерянной свободе, но о святом городе и о Храме. В неволе мы мечтали о том, чтобы заново построить Храм, среди руин мы стремились вернуться в свой город.
И мы вернулись в Иерусалим — потому что не забыли о нем. Мы отказались смириться с поражением и принять изгнание как исторический факт. Мы расселились по всему миру, а те, кто нас когда-то победил, стали историей. Сегодня нет вавилонян, народ, живущий в Риме — не те римляне, которые разрушили Второй Храм. Все эти народы канули в истории, а мы, сохраняя память, выжили и слова «Ам Исраэль хай» — народ Израиля жив! — всегда будут правдой.
Помню, как однажды мне рассказали историю о раввине и его племяннике. Они вместе учили Талмуд в концлагере. Они изучали трактат Моэд Катан, по иронии судьбы посвященный законам траура. Когда дядя понял, что скоро умрет, он сказал племяннику:
— Пообещай мне, что, если выживешь, закончишь изучать трактат Моэд Катан. О чем он думал, окруженный горем, страданиями и отчаянием? О том, что нужно продолжать учить Талмуд. Таким было его последнее желание. Что это: безумие или секрет нашего выживания?
Только если мы будем помнить, если мы будем скорбеть 9 ава, у нас есть надежда на то, что когда-нибудь Храм будет восстановлен. В Талмуде сказано: «Тот, кто скорбит об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости». Если мы должны вернуться в Сион, если наш народ хранит надежду на возрождение, мы ни в коем случае не должны ничего забывать. Нам следует соблюдать День скорби. Откажитесь в этот день от кино и ресторанов. Скорбите вместе со своим народом; и, что еще важнее, — помните. И Всевышний вернет нам дни радости и вновь построит Свой вечный дом в наше мире. Пусть это случится в наши дни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий