среда, 7 июля 2010 г.

Между вечностью и вещностью

В начале главы "Матот" Моше объясняет законы обетов и клятв, особенно, применительно к женщинам: когда их отец или муж имеет право отменить их клятву и когда не имеет.
Затем начинается война против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч человек (по тысяче от каждого колена) громит врага, убивает пятерых мидьянских царей, всех мужчин и чародея Билама, пытавшегося ранее проклясть евреев. Моше порицает командиров за то, что они оставили в живых женщин, главных виновниц аморального поведения сынов Израиля.
После подсчета и распределения военных трофеев начальники тысяч и сотен сообщают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и во искупление своих душ они приносят в Шатер откровения золотые изделия.
Колена Гада и Реувена просят разрешения остаться в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказывает им, боясь повторения греха разведчиков, но после того, как те заверяют пророка в своем твердом намерении вступить в Эрец-Исроэль, активно участвовать в войнах с хананеями и лишь потом вернуться на восточный берег Иордана, он соглашается.
В главе "Масъэй" перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.
Кроме того определяются границы Земли Обетованной, и назначаются города-убежища как укрытия и места изгнания для совершивших неумышленное убийство.
Упоминавшиеся ранее дочери Цлафхада выходят замуж за людей из их же колена Менаше, с тем чтобы надел их отца не перешел к другому колену.


Уроки главы




Что такое обет перед Б-гом? Произнося обет, человек делает разрешенное запрещенным для себя. Мудрецы относятся к обетам двойственно. "Мало тебе того, что запретила Тора, ты еще хочешь ввести дополнительные запреты?!"


"Ссылка" в награду

На восточном берегу Иордана была необходимость в городах-убежищах. В них могли укрыться люди, совершившие непреднамеренное убийство. Но зачем было поселять в этих городах левитов? Тем более, что работа левитов была связана в основном с Храмом.


Грех и ошибка-Дурная компания






Этика индивидуальная и межнациональная




Аудио- и видеолекции по недельной главе


Нечего миндальничать!


Двенадцать колен Израилевых - это вовсе не то, что находится под столом, за которым сидят шесть народных комиссаров… Само слово “колена” - матот (буквально “ветви”, “посохи”) - реминисценция увиденного пророком Еремией миндального посоха, как символа неминуемого наказания и столь же неминуемого утешения. И скрытой невиданной силы…




И я пошел и я иду...


Сорок лет странствий прошелестело через страницы книги “Бэмидбар”. Переходы сынов Израилевых, исчисляемые в последней ее главе, - это не просто маршрут скитаний (не слишком, впрочем, изнурительных) наших предков по Пустыне, это еще и ключ к пониманию того, как пройти путь жизненных странствий, не просто оставив отпечатки своих кед, а так, чтобы потом не было мучительно больно и обидно за бесцельно оставленные отпечатки.


Еврейская философия




Кто мы?





Небеса или земля? Колель или киббуц? Кто мы? Духовные люди, чьи жизни являются испытанием, которое мы должны пройти, или, в лучшем случае, инструментом, которым мы пользуемся для достижения духовных целей? Или мы — садовники, которым Творец поручил ухаживать и заботиться о мире, в котором мы живем?


Споры на эту тему ведутся с тем пор, как евреи стали народом. С одной стороны, в первом послании, которое Всевышний передал нам через Моше Рабейну, говорилось, что Он хочет, чтобы мы стали Его «царством священников» и «святым народом». С другой стороны, читая Тору, данную нам на горе Синай, мы обращаем внимание на то, что все 613 заповедей «относятся к материальному и к проблемам этого мира» (Тания, гл. 4). С одной стороны, в Торе сказано: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш» (Ваикра 19:2); с другой стороны, пророки предостерегают нас о том, что «Он не создавал этот мир для тоху («хаоса» и «недоступности познанию»); Он создал мир для жизни» (Йешаягу 45:18), и трижды в день в молитве «Алейну» мы произносим следующие слова: «Сделаем мир царством Б-га».
С одной стороны, наше мировоззрение выражается словами раббана Гамлиэля из 2-й главы Пиркей авот: хорошо сочетать изучение Торы с каким-либо ремеслом... А любые занятия Торой, не сочетающиеся с работой ради пропитания, не могут продолжаться долго и повлекут за собой грех.
С другой стороны, мы помним и изречение рабби Нехорая, приведенное на последней странице талмудического трактата Кидушин: Я забываю о всех ремеслах мира, и буду учить своего сына только Торе.
Два приведенных здесь мнения берут начало в талмудическом трактате Брахот, в котором описан диспут рабби Ишмаэля и рабби Шимона бар Йохая. Сказано: «И соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и оливковое масло твое» (Дварим 11:14). Что мы понимаем из этих слов? В книге пророка Йехошуа мы читаем: «Да не отходит эта книга Учения от уст твоих, [и изучай ее днем и ночью]» (1:8). Эти слова можно понять буквально. Но есть такие строки: «Соберешь вино твое» — найди себе ремесло. Это слова рабби Ишмаэля.
Рабби Шимон бар Йохай говорит: «Если человек пашет в сезон и сеет в сезон, пожинает плоды в сезон, обрабатывает зерно в сезон и перебирает его — когда ему учить Тору? Но когда народ Израиля исполняет волю Всесильного, их работу делают другие, как сказано (Йешаягу 61:5): «И придут иноземцы и будут пасти стада ваши...» (Талмуд, тр. Брахот 35а).
Чья точка зрения верна? От евреев сложно получить однозначный ответ. Вы, как всегда, услышите: «Правы и тот, и другой». Или: «Оба утверждают одно и то же». В этом случае в Талмуде сказано так: многие поступают согласно мнению рабби Ишмаэля — и преуспевают. Другие поддерживают точку зрения рабби Шимона — и терпят неудачу. Евреи — полноценные жители нашего мира. Это верно, но не совсем. Позиция рабби Ишмаэля считается более «удачной», но мнение рабби Шимона больше подходит еврейскому самосознанию. В еврейском календаре есть особый день (Лаг Баомер), в который мы вспоминаем о нем и почитаем наших мудрецов и праведников, посвятивших жизнь изучению Торы и молитве. Не стоит забывать и о том, что Талмуд говорит о «многих», кто преуспел, следуя учению рабби Ишмаэля, и кто потерпел неудачу, придерживаясь принципа рабби Шимона. Следовательно, есть те «немногие», для кого подход рабби Шимона является не просто идеалом, но и реальным руководством для жизни.
Так и было с самого начала. В первом поколении народа Израиля, еще в пустыне, евреи разделились на две группы: 1) двенадцать колен Израиля, каждое из которых получило по земельному наделу, и потомки которых стали земледельцами, скотоводами, торговцами и солдатами; 2) колено Леви, потомки которого должны были служить Всевышнему в Священном Храме, — коэны и левиты. Левитов было гораздо меньше, чем остальных евреев: это было одно из 13 колен, самое малочисленное из всех (общее число евреев 12 колен составляло 603 550 мужчин в возрасте 20-60 лет; колено Леви насчитывало 22 300 мужчин в возрасте от 1 месяца).
Как определить, кто относится ко «многим», а кто — к «немногим»? Если принимать во внимание соотношение потомков колена Леви с остальными евреями, принципиальным является именно происхождение — человек рождается для того, чтобы ухаживать за землей Б-га или прожить жизнь, полную духовных целей.
Рамбам (Маймонид) придерживается иной точки зрения. Не только потомки колена Леви, но и все живущие в этом мире, понявшие свое предназначение и избравшие служение Всевышнему и поклонение Ему, желающие познать Его и исполнять Его волю, — те становятся святыми людьми; Б-г поддержит их и поможет им, как помог коэнам и левитам... (Мишне Тора, Законы Шмиты и юбилейного года 13:13).
А это значит, что Всевышний и на этот раз говорит нам: выбор за вами.

Янки Таубер










Комментариев нет:

Отправить комментарий